Story в Jira: полное руководство по работе с пользовательскими историями
- Что такое Story в Jira: основные принципы
- Структура и иерархия: место Story в экосистеме Jira
- Как создать эффективную Story в Jira
- Критерии приемки и Definition of Done
- Оценка сложности Story: Story Points и Planning Poker
- Story Mapping: визуализация пользовательского пути
- Связи между Story и другими типами задач
- Инструменты и возможности Jira для работы со Story
- Распространенные ошибки при работе со Story
- Метрики и KPI для оценки эффективности Story
- Интеграция Story с другими Agile-практиками
- Дорожная карта эффективного использования Story в Jira
Что такое Story в Jira: основные принципы
Story (пользовательская история) в Jira — это тип задачи, который описывает функциональность системы с точки зрения конечного пользователя. В отличие от технических задач, Story фокусируется на том, кто будет использовать функцию, что именно он хочет получить и зачем ему это нужно.
Как отмечает Майк Кон, автор книги «User Stories Applied»: «Пользовательская история — это не документ требований, а приглашение к разговору о функциональности». Это означает, что Story служит отправной точкой для обсуждения деталей между заказчиком, аналитиком и командой разработки.
Классическая структура Story следует формату: «Как [тип пользователя], я хочу [выполнить действие], чтобы [достичь цели]». Например: «Как покупатель интернет-магазина, я хочу добавлять товары в избранное, чтобы не потерять их и вернуться к покупке позже».
Ознакомьтесь с подборкой курсов по QA и обучению тестированию, чтобы лучше понять, как связаны пользовательские истории и процесс проверки качества продукта.
В Jira Story имеет следующие ключевые характеристики:
- Ориентация на пользователя и его потребности
- Описание ценности, которую получит пользователь
- Возможность разбивки на более мелкие задачи
- Критерии приемки (Acceptance Criteria)
- Оценка сложности в Story Points
Структура и иерархия: место Story в экосистеме Jira
Чтобы понять роль Story в Jira, необходимо рассмотреть иерархию типов задач. В стандартной agile-методологии существует четкая структура:
Уровень | Тип задачи | Временные рамки | Описание | Пример |
---|---|---|---|---|
1 | Initiative/Theme | 6-12 месяцев | Крупная бизнес-инициатива | Цифровая трансформация компании |
2 | Epic | 1-3 месяца | Большая функциональность | Система онлайн-платежей |
3 | Story | 1-2 недели | Пользовательская история | Интеграция с PayPal |
4 | Task/Sub-task | 1-3 дня | Техническая задача | Настройка API PayPal |
5 | Bug | Различное | Исправление ошибки | Ошибка валидации формы |
Story занимает промежуточное положение между крупными Epic’ами и мелкими техническими задачами. Это позволяет поддерживать баланс между стратегическим видением и конкретными шагами реализации.
Статистика показывает, что команды, использующие правильную иерархию задач, тратят на 30% меньше времени на планирование спринтов. Это происходит потому, что Story уже содержит достаточно информации для оценки сложности, но не перегружена техническими деталями.
Как создать эффективную Story в Jira
Создание качественной Story — это искусство, которое требует понимания как бизнес-потребностей, так и технических возможностей. Рассмотрим пошаговый процесс:
Шаг 1: Определение персоны пользователя
Первый шаг — четко определить, кто является пользователем. Это может быть не только конечный клиент, но и администратор системы, менеджер или любой другой актор, взаимодействующий с системой.
Шаг 2: Формулировка потребности
Опишите, что именно хочет сделать пользователь. Важно использовать язык пользователя, а не технический жаргон. Например, вместо «нужен REST API для получения данных» лучше написать «хочу получать актуальную информацию о статусе заказа».
Шаг 3: Определение ценности
Объясните, зачем пользователю нужна эта функциональность. Какую проблему она решает? Какую пользу приносит? Это помогает команде понять приоритеты и принимать правильные решения при реализации.
Практический пример создания Story для интернет-магазина:
Заголовок: Быстрый поиск товаров по категориям
Описание: Как покупатель интернет-магазина, я хочу быстро найти товары в нужной категории, чтобы сэкономить время и найти то, что мне действительно нужно.
Критерии приемки:
- На главной странице отображаются основные категории товаров
- Клик по категории открывает страницу с товарами этой категории
- Время загрузки страницы категории не превышает 2 секунд
- В категории отображается количество доступных товаров
Критерии приемки и Definition of Done
Критерии приемки (Acceptance Criteria) — это сердце любой Story. Они определяют, когда Story можно считать выполненной. По данным исследования Version One, команды, использующие четкие критерии приемки, показывают на 50% меньше дефектов в продакшене.
Эффективные критерии приемки должны быть:
- Конкретными — избегайте двусмысленности
- Измеримыми — должна быть возможность проверить выполнение
- Достижимыми — реалистичными для команды
- Релевантными — связанными с целью Story
- Ограниченными во времени — с четкими рамками выполнения
Рассмотрим пример из реального проекта системы управления проектами:
Story: Как руководитель проекта, я хочу видеть прогресс выполнения задач в виде диаграммы, чтобы быстро оценивать состояние проекта.
Критерии приемки:
- Диаграмма отображает процент выполнения по каждой задаче
- Цвета индикаторов: зеленый (выполнено), желтый (в процессе), красный (просрочено)
- Возможность фильтрации по исполнителю и сроку
- Данные обновляются в реальном времени
- Диаграмма корректно отображается на мобильных устройствах
Definition of Done (DoD) — это дополнительный набор критериев, которые должны выполняться для всех Story в проекте. Например: код покрыт тестами, прошел код-ревью, задокументирован, развернут в тестовой среде.
Оценка сложности Story: Story Points и Planning Poker
Оценка сложности Story — критически важный процесс для планирования спринтов. В отличие от временных оценок, Story Points оценивают относительную сложность задачи, учитывая объем работы, сложность реализации и неопределенность.
Наиболее популярный метод оценки — Planning Poker, где команда использует последовательность Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21). Исследования показывают, что команды, использующие Planning Poker, дают на 40% более точные оценки по сравнению с индивидуальными оценками.
Практический пример оценки:
- 1 Story Point: Изменение текста на кнопке
- 3 Story Points: Добавление нового поля в форму
- 5 Story Points: Интеграция с внешним API
- 8 Story Points: Создание новой страницы с комплексной логикой
- 13+ Story Points: Скорее всего, Story нужно разбить на более мелкие
Как отмечает Майк Кон: «Если Story оценивается более чем в 13 Story Points, это сигнал о том, что она слишком большая и содержит слишком много неопределенности для одного спринта».
Story Mapping: визуализация пользовательского пути
Story Mapping — это техника, которая помогает команде понять, как отдельные Story вписываются в общий пользовательский опыт. Этот метод, разработанный Джеффом Паттоном, позволяет создать карту пользовательского путешествия и определить приоритеты для разработки.
Процесс создания Story Map включает:
- Определение пользовательского пути — основные шаги, которые проходит пользователь
- Детализация активностей — что пользователь делает на каждом шаге
- Создание Story — для каждой активности
- Приоритизация — определение, что нужно реализовать в первую очередь
Пример Story Map для интернет-магазина:
Пользовательский путь: Поиск товара → Просмотр товара → Добавление в корзину → Оформление заказа → Оплата → Получение товара
Story для этапа «Поиск товара»:
- Поиск по ключевым словам
- Фильтрация по цене
- Фильтрация по брендам
- Сортировка результатов
Компании, использующие Story Mapping, сообщают о 25% улучшении понимания продукта среди команды и 35% сокращении времени на обсуждение приоритетов.

Связи между Story и другими типами задач
В Jira Story редко существует изолированно. Понимание связей между различными типами задач критически важно для эффективного управления проектом.
Story и Epic
Story всегда входит в состав Epic. Epic — это крупная функциональность, которая не может быть реализована за один спринт. Например, Epic «Система уведомлений» может включать Story: «Email-уведомления о новых сообщениях», «Push-уведомления в мобильном приложении», «Настройки уведомлений пользователя».
Story и Task
Story может быть разбита на несколько Task для более детального планирования. Task — это конкретные технические задачи, необходимые для реализации Story. Например, Story «Регистрация пользователя» может включать Task: «Создание формы регистрации», «Валидация email», «Интеграция с системой аутентификации».
Story и Bug
Bug может быть связан со Story, если обнаружен дефект в реализованной функциональности. Это помогает отслеживать качество реализации и планировать исправления.
Инструменты и возможности Jira для работы со Story
Jira предоставляет множество инструментов для эффективной работы со Story:
Agile Boards
Scrum и Kanban доски позволяют визуализировать движение Story по процессу разработки. Команды могут видеть, какие Story находятся в разработке, тестировании или готовы к релизу.
Sprints
Story планируются в спринты — короткие итерации разработки. Jira автоматически подсчитывает velocity команды на основе завершенных Story Points, что помогает планировать будущие спринты.
Reporting
Jira предоставляет различные отчеты для анализа работы со Story: Burndown Charts, Velocity Charts, Cumulative Flow Diagrams. Эти отчеты помогают команде понять свою эффективность и выявить проблемы.
Automation
Автоматизация в Jira может упростить работу со Story. Например, можно настроить автоматическое создание Task при создании Story или автоматическое обновление статуса Epic при завершении всех входящих в него Story.
Распространенные ошибки при работе со Story
Анализ более 1000 проектов в Jira показывает, что команды часто совершают одни и те же ошибки при работе со Story:
Ошибка 1: Технические Story
Неправильно: «Как разработчик, я хочу создать API для получения данных пользователя»
Правильно: «Как администратор системы, я хочу получать информацию о пользователях через API, чтобы интегрировать с системой аналитики»
Ошибка 2: Слишком крупные Story
Story, которые не могут быть завершены за один спринт, нужно разбивать. Статистика показывает, что Story размером более 13 Story Points завершаются вовремя только в 40% случаев.
Ошибка 3: Отсутствие четких критериев приемки
Story без критериев приемки приводят к 60% больше доработок после завершения разработки.
Ошибка 4: Игнорирование Definition of Done
Команды, не использующие DoD, тратят на 30% больше времени на исправление дефектов в продакшене.
Метрики и KPI для оценки эффективности Story
Для оценки эффективности работы со Story используются различные метрики:
Velocity
Количество Story Points, завершаемых командой за спринт. Стабильная velocity указывает на предсказуемость команды.
Lead Time
Время от создания Story до ее завершения. Среднее Lead Time для Story в эффективных командах составляет 5-10 дней.
Cycle Time
Время активной работы над Story (от начала разработки до завершения). Оптимальный Cycle Time — 2-5 дней.
Story Completion Rate
Процент Story, завершенных в запланированном спринте. Хорошие команды показывают 85-95% completion rate.
Согласно исследованию Agile Alliance, команды, регулярно отслеживающие эти метрики, показывают на 25% лучшие результаты по срокам поставки и на 40% меньше дефектов.
Интеграция Story с другими Agile-практиками
Story эффективно работает в сочетании с другими Agile-практиками:
Scrum
В Scrum Story планируются в Sprint Backlog во время Sprint Planning. Product Owner приоритизирует Story в Product Backlog, а команда оценивает их сложность.
Kanban
В Kanban Story непрерывно поступают в работу по мере готовности команды. Важно ограничивать WIP (Work In Progress) для поддержания качества.
SAFe (Scaled Agile Framework)
В SAFe Story группируются в Features, которые входят в Capabilities. Это позволяет управлять большими продуктами с множеством команд разработки.
Как отличить Story от других типов задач в Jira?
Story отличается от других типов задач фокусом на пользователе и ценности. В отличие от Task, которая описывает техническую работу, Story всегда отвечает на вопросы «кто?», «что?» и «зачем?». Epic — это более крупная сущность, включающая несколько Story, а Bug — это исправление уже существующей функциональности.
Кто должен писать Story в команде?
Написание Story — это совместная работа Product Owner, аналитика и команды разработки. Product Owner определяет приоритеты и ценность, аналитик детализирует требования и критерии приемки, а команда разработки помогает с техническими аспектами и оценкой сложности. Важно, чтобы все участники понимали потребности пользователей.
Как определить правильный размер Story?
Оптимальный размер Story — от 1 до 8 Story Points, что соответствует 1-5 дням работы. Если Story оценивается в 13+ Story Points, ее следует разбить на более мелкие. Story должна приносить законченную ценность пользователю и помещаться в один спринт. Хорошее правило: если Story нельзя объяснить за 2 минуты, она слишком сложная.
Дорожная карта эффективного использования Story в Jira
Для максимальной эффективности работы со Story в Jira рекомендуется следовать следующей дорожной карте:
Этап 1: Подготовка и обучение команды (1-2 недели)
- Обучите команду принципам написания пользовательских историй
- Проведите воркшоп по созданию personas и пользовательских путей
- Настройте шаблоны Story в Jira с обязательными полями
- Определите Definition of Done для вашего проекта
Этап 2: Создание первых Story (2-3 недели)
- Создайте Story Map для основных пользовательских сценариев
- Напишите 15-20 Story для первого релиза
- Проведите Planning Poker для оценки сложности
- Настройте автоматизацию для рутинных операций
Этап 3: Внедрение и итерации (постоянно)
- Регулярно анализируйте метрики и KPI
- Проводите ретроспективы для улучшения процесса
- Адаптируйте подход под специфику вашего продукта
- Делитесь опытом с другими командами
Этап 4: Масштабирование и оптимизация
- Интегрируйте Story с другими системами (CRM, аналитика)
- Внедрите advanced reporting и dashboards
- Создайте библиотеку лучших практик для организации
В эпоху пользовательского опыта команды, мастерски владеющие Story в Jira, получают конкурентное преимущество в создании продуктов, которые не просто работают, а приносят реальную ценность своим пользователям.
Что такое баг и баг-репорт Баг (от английского "bug" — жук, насекомое) — это дефект или ошибка в программном обеспечении, которая приводит к неожиданному или нежелательному поведению системы. Термин впервые был использован программистом Грейс Х...
Принципы работы SDLC и почему им пользуются Представьте себе строительство небоскреба без архитектурного плана. Звучит абсурдно, не правда ли? Однако именно так выглядит разработка программного обеспечения без применения принципов SDLC. Каждый...
Selenium: Основы и история развития Selenium представляет собой набор инструментов с открытым исходным кодом, предназначенный для автоматизации тестирования веб-приложений. Проект был создан в 2004 году Джейсоном Хаггинсом в компании ThoughtWor...
Что такое эпик в Agile и Jira Эпик в Jira представляет собой крупную пользовательскую историю или инициативу, которая слишком велика для выполнения в рамках одного спринта и требует разбиения на более мелкие, управляемые задачи. Как отмечает Ма...
Что такое Jira: система управления проектами и отслеживания задач Jira представляет собой мощную платформу для управления проектами, разработанную специально для команд, работающих в сфере разработки программного обеспечения, но успешно адаптир...
Понимание концепции окружений в Postman Окружение в Postman — это набор ключевых переменных, которые позволяют использовать одни и те же запросы в различных контекстах. Как отмечает Абхинав Аснатхани, главный евангелист Postman: "Окру...